Деятельность музея

На протяжении 26 лет своего существования музей занимается исследованием Новогрудчины в широком историческом, культурном и религиозном контексте. Его роль как регионального исследовательского центра трудно преувеличить. Деятельность музея привлекает внимание научных кругов, результатом чего стал ряд научных конференций и сборников, в котрых собраны основательные исследования по истории и культуре Новогрудчины. Конференции проходят с участием Института истории НАН Беларуси, ведущих ВУЗов и иностранных исследователей. Среди последних наиболее масштабных конференций — «Новогрудчина в историко-культурном наследии Европы» (2010 г.) и «Люди и власть. История взаимодействия» (2012 г.). Одновременно музей собирает и исследует устную историю — свидетельства местных жителей — участников и очевидцев переломных событий ХХ века.

В последние годы осуществляется ряд проектов при поддержке иностранных фондов. Начиная с 2011 г. при поддержке немецкого фонда EVZ («Память. Ответственность. Будущее») через МОО «Взаимопонимание» реализуется проект «Расскажи мне свою жизнь. Критическое рассмотрение истории через диалог поколений». Целевой группой проекта являются бывшие остарбайтеры и пожилые люди — участники и свидетели событий второй мировой войны.

Известно, что память и время находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Через 70 лет после окончания войны можно ожидать, что для третьего поколения — внуков тех, кто пережил войну, она станет просто ещё одной войной, такой же как первая мировая. Поэтому очень важен личный опыт людей, которые знают, что такое война.

Этот проект является инновационным в плане сотрудничества музея с учебными заведениями города и общественными организациями, а также с индивидуальными людьми, в частности пенсионерами. Руководителем проекта является Малявская Е.Г.

Важное место в деятельности музея занимают связи с уроженцами Новогрудчины, которые в разные времена и по разным причинам оказались за пределами Беларуси. Среди эмигрантов из Новогрудчины можно выделить три национальные группы — поляков, белорусов и евреев, с которыми музей ведёт постоянную работу.

В результате сотрудничество с польской диаспорой в музее создана экспозиция о деятельности новогрудского округа АК, изданы воспоминания мастера художественной фотографии Яна Булгака «Край детских лет» в переводе на белорусский язык директора музея Т. Вершицкой, собираются материалы о дворянских усадьбах и их владельцах.

Наиболее активные контакты с белорусами-эмигрантами начались в 1990-ые годы. В музее хранится персональный архив Бориса Кита — всемирно известного учёного в области астронавтики, известного деятеля в области белорусского образования, который является почётным гражданином города Новогрудка. Архив начал формироваться в 1993 г. и сейчас насчитывает более тысячи единиц хранения. К 100-летию со дня рождения Б. Кита был издан каталог.

Музей установил связи с уроженцами Новогрудчины, живущими за границей. В 1994 г. Тамара Стаганович, белорусская художница в США, передала в дар музею 21 работу — коллекцию офортов и литографий. Автобиографические книги Кастуся Мерляка, Бориса Рагули, Алексея Анищика и других эмигрантов, которые находятся в фондах музея, являются важным источником информации по истории Новогрудчины.

Активные связи поддерживаются с новогрудской еврейской диаспорой, благодаря чему стало возможным восстановление утраченной истории новогрудской еврейской общины. В 2007 г. на месте бывшего гетто была создана отдельно действующая экспозиция — «Музей еврейского сопротивления», которая имеет две отличительные черты:

  • она создана на месте реальных событий и в определённом смысле положила начало созданию мемориала, посвящённого самому успешному побегу из трудового лагеря закрытого типа в оккупированной нацистами Европе и еврейскому партизанскому отряду Бельского;
  • экспозиция создана на территории учреждения образования «Новогрудский сельскохозяйственный лицей», что само по себе создаёт основу для взаимодействия с данным учебным заведением.

Мемориализация обычно связана с увековечиванием памяти погибших. В данном случае идея заключается в том, чтобы сохранить память о героизме обычных людей, акцентировать внимание на персональных историях, восстановленных на основе свидетельств самих узников — участников побега и местных жителей, восстановить событие во всех деталях и показать отношения между людьми в условиях нацистской оккупации. Такой комплексный подход к теме делает её актуальной для всех и во все времена независимо от национальности и веры.

Ещё до создания экспозиции Музея еврейского сопротивления, начиная с 2003 г., музей проводил семинары и конференции по истории Холокоста и еврейской культуры Беларуси для учителей средних школ и музейных работников из разных областей Беларуси. Конференции и семинары в Новогрудке сделали очевидной важность исследования Холокоста и еврейской культуры в нашей стране для всех участников. Практически все преподаватели и учителя, которые прошли через эти семинары, сейчас проводят исследования в своих городах и деревнях, многие создали экспозиции в государственных и школьных музеях.

Музей организовал и провёл конференцию «Еврейская история и культура — часть истории и культуры Беларуси» (2011 г.) Знакомство с еврейской культурой, которая традиционно была неотъемлемой частью культуры Беларуси и оказалась полностью утраченной вследствие Холокоста, открывает новые возможности для осмысления нашего собственного историко-культурного наследия, проведения научно-исследовательской работы, участия в республиканских и международных конференциях, в частности, в Москве и в Украине. Музей сотрудничает с Российским научно-просветительным Центром «Холокост» и Всеукраинским Центром изучения Холокоста «Ткума» в проведении семинаров по темам Холокоста и толерантности, а также в научных конференциях; с музеем Катастрофы «Яд Вашем» (Израиль), Флоридским музеем Холокоста (США), Музеем истории польских евреев (Польша), организует стажировки сотрудников музеев Беларуси и учителей за границей, участвует в заграничных выставках («Мужество и сочувствие: завещание братьев Бельских» (Флорида), интернет-проекте «Виртуальный штетл» (Варшава) и др. Учителя и ученики принимают участие в международных конференциях школьников «Уроки Холокоста — путь к толерантности» и конкурсах исследовательских работ.

Сотрудничество с другими музеями Беларуси, частными лицами, общественными организациями, в том числе иностранными, а также с учебными заведениями города и республики — это многогранный процесс, результатом которого является определённая трансформация индивидуального и общественного сознания.

С того времени как музей поднял тему Холокоста, в сознании жителей г. Новогрудка произошли большие изменения. Первым шагом на этом пути было издание в переводе на белорусский язык книги воспоминаний двух евреев из г. Новогрудка, которые пережили четыре массовых расстрела и спаслись благодаря еврейскому партизанскому отряду Бельского. Воспоминания Джека Кагана и Дова Коэна вышли под названием «Як мы перажылі Халакост з яўрэйскім партызанскім атрадам у Беларусі» в переводе Т. Вершицкой в Минске в 1999 г., а в 2011 г. — на русском языке в Москве под названием «Холокост и сопротивление на родине Адама Мицкевича».

Установка памятников на месте массовых расстрелов, в которой музей принимал непосредственное участие, приезд евреев-эмигрантов вместе с детьми и внуками, встречи с учениками в школах и общественностью, — всё это превращает музей из хранилища памяти в учреждение, которое активно способствует воспитанию молодёжи. Как результат, в СШ № 7 возникла экспозиция в школьном музее, которая рассказывает о Холокосте в Новогрудке, а в торгово-экономическом колледже появилась группа волонтёров, которые под руководством преподавателей создали ряд проектов, связанных с историей и трагедией еврейской общины г. Новогрудка, в том числе интернет-сайт.

Сначала инициатором и координатором всей деятельности был музей, но в 2010 г. без участия музея молодёжная организация БРСМ гимназии № 2 решила назвать свою организацию именем Тувии Бельского, командира еврейского партизанского отряда, а 6Е класс СШ № 5 взял себе имя Джека Кагана, который в 14 лет потерял всю семью, а вернувшись через 50 лет сделал всё, чтобы сохранить память об истории и трагедии половины жителей своего родного города. Сейчас он является почётным гражданином г. Новогрудка.

Деятельность музея способствует развитию контактов новогрудской еврейской диаспоры с родиной. Для многих эмигрантов и их детей Новогрудок занимает важное место в их жизни. В 2012 г. при непосредственном участии музея прошли съёмки документального фильма «Побег!», посвящённого побегу из гетто через туннель. В съёмках участвовали трое бывших беглецов и более 50 детей и внуков других бывших узников трудового лагеря, которых сегодня уже нет в живых, а также молодёжь из Новогрудка. Совместные поиски туннеля позволили непосредственно соприкоснуться с историей, а дружеские отношение, возникшие во время съёмок, продолжаются.

Проблема восстановления истинной истории и сохранения памяти, изучения и сохранения особенностей региона как центра разных культур и религий находится в фокусе деятельности музея.

Результатом предыдущей деятельности стало участие музея в трансграничном проекте «Маршруты по штетлам. Объекты еврейского культурного наследия в трансграничном туризме», который начал осуществляться с декабря 2013 года совместно с Гродненским государственным университетом им. Я. Купалы, партнёрами из Польши (Центр «Городские Ворота — Театр НН», г. Люблин) и Украины (Ровенский Центр маркетинговых исследований и Центр общественно-политических инициатив в Яремче) и финансируется Европейским Союзом в рамках Программы «Польша-Беларусь-Украина 2007 — 2013». В результате реализации проекта будет создан новый туристический маршрут по трём странам, который привлечёт туристов в Беларусь и будет пропагандировать её историко-культурные ценности.

На современном этапе музей является площадкой для осуществления разных программ и проектов, которые позволяют вести диалог в обществе. Музейные собрания — это не только собрание ценностей, которые являются основой изучения истории и культуры региона, они служат основой для развития контактов и укрепления связи между поколениями и культурами.



®