Второй фотопленер бывших остарбайтеров на Новогрудчине

Новогрудский историко-краеведческий музей продолжает проект «Критическое рассмотрение истории через диалог поколений. Расскажи мне свою жизнь». Проект осуществляется при поддержке германского Фонда «Память. Ответственность. Будущее» через МОО «Взаимопонимание». Целевой группой являются остарбайтеры – люди, которых принудительно вывозили на работы во время оккупации 1941-44 гг.

Начало февраля оказалось серым и туманным. Совсем не подходящим для фотопленера. Накануне выпал свежий снег. И всё же мы решились на вылазку за город. 12 февраля, когда мы садились в автобус с бывшими узниками и ветеранами войны, как по заказу, выглянуло солнце. Маршрут выбрали через деревню Вселюб на Нёман с заездом на «Ранчо Родео» на обратном пути. Как всегда, пленер сопровождает экскурсия. Мы останавливаемся на трассе возле креста с распятием (д. Гирдовка) и выходим из автобуса. Когда-то, при Польше, его поставил помещик по фамилии Кмита в память о своей рано умершей дочери. В груди Христа видно отверстие. Это – след от пули со времён воинствующего атеизма. Людмила Ивановна Радюк, пенсионерка и руководитель турбюро «Новогрудок-Тур» рассказывает, что у человека, стрелявшего в Христа, начала сохнуть рука. Пришлось ампутировать. Но и это не помогло – тот человек умер.

Наши участники пленера, казалось бы, хорошо знают Новогрудский район, но многие видят этот памятник и слышат эту историю впервые. Садясь в автобус, люди удивлённо спрашивают друг друга и себя самих: «Как мы могли не замечать его раньше?»

Мы едем во Вселюб. Несколько полуразрушенных домов - первый этаж из камня, второй деревянный - это всё, что осталось от некогда известного имения ирландских графов О'Рурков. Ещё разграбленная фамильная часовня-усыпальница рядом со старейшим в Беларуси костёлом. Руководитель нашего пленера Михаил Кирьянович Касабукин, бывший узник лагеря в Азаричах, а потом в Белостоке, рассказывает, как в костёле строили спортзал. И как печально закончилась жизнь тех, кто это делал.

Пленер явно приобретает грустную нотку и мы меняем маршрут. Вместо запланированного Верескова, где нас тоже ждут руины заброшенной усадьбы Брохоцких, мы едем прямо на Нёман. Оживающая под тёплыми лучами солнца природа сразу поднимает настроение и все бросаются фотографировать. Михаил Кирьянович при этом умудряется прочитать мини-лекцию из истории фотографии и дать несколько практических советов начинающим фотографам. Сам он с приобретением нового фотоаппарата увлёкся видеосъёмкой.

Оживлённые участники пленера продолжают обсуждение в автобусе и не сразу замечают, что мы свернули с шоссе на разбитую, всю в лужах, дорогу. «Мы едем на «Ранчо Родео», - объявляет Тамара Вершицкая, директор Новогрудского историко-краеведческого музея. Это - сюрприз. В новой агроусадьбе участники разбегаются в разные стороны. Здесь в вольерах лошади, овцы, собаки. Интересно посмотреть, что из себя представляет агроусадьба. И радушный хозяин приглашает нас войти.

Пленер удался. Настроение у всех отличное. На обратном пути только и слышны вопросы: «А когда и куда мы едем в следующий раз?»


781