УРОКИ ХОЛОКОСТА. УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ

ФАНЯ БРОДСКАЯ (ДУНЕЦ)

15 ноября 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения Фани Бродской (Дунец), бежавшей через туннель из Новогрудского гетто.

Уроки Холокоста от Фани Дунец

Жизнь Фани Дунец демонстрирует яростную преданность, смелость и готовность рискнуть своей жизнью ради другого, которые были характерны для всей ее семьи.

Она родилась в Жетле (Дятлове) в семье Йоэля Давида и Эстер Баси Дунец, которые занимались торговлей; у них в доме был магазин по продаже всевозможных галантерейных товаров, обуви и текстиля. У матери Дэвида был продуктовый магазин рядом с их магазином. Вся большая семья жила в задней части дома, чья гостиная располагалась между двумя магазинами.

Йоэль Давид, отец Фани, служил в русской армии, по крайней мере с 1907 года, попал в плен во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.) и, будучи военнопленным, работал у фермера в Германии, красил амбары, а также был переводчиком.

Эстер Бася, мать Фании, родившаяся в 1890 году в соседнем местечке Молчадь, держала магазин и растила четверых детей.

В соседнем доме жили бабушка и дедушка Фани. Ее дед, Шломо Залман, был внуком Иегуды Дунеца, Ав Бейт Дина (председательствующего судьи) раввинского суда Слонима. Фамилия «Дунец» является аббревиатурой от еврейского слова Даян Цедек (праведный судья).

Шломо Залман был убежденным сионистом, ездил из города в город, собирая средства на сионистские цели, в то время как его жена занималась продуктовым магазином и заботилась о детях.

Он дважды ездил в Эрец-Исраэль. Во время второй поездки в 1929 году Шломо умер и был похоронен в Иерусалиме на Святой Земле.

С другой стороны, бабушка Фани, Сара Рахель Дунец, не проявляла интереса к сионистской деятельности своего мужа, как и он к её продуктовому магазину. Более пятидесяти лет она продавала там селёдку, муку, соль, сахар, сигареты и многое другое. Говорят, что Сара Рахель была очень энергичной, упрямой и твердо настроенной идти своим путем. Она умерла 18 сентября 1939 года, в день, когда русские вошли в Дятлово. Местные горожане говорили, что «она была настолько умной, что знала, когда умереть».

Фаня окончила престижную Новогрудскую польскую гимназию имени Адама Мицкевича и закончила первый год обучения в учительской семинарии в Белостоке до того, как нацисты оккупировали Дятлово. Она также проработала два года с 1939 по 1941 год в качестве учительницы русского языка в школе, которая открылась в бывшей польской начальной школе, где она сама раньше училась. Эту работу ей дали в течение двух лет советской власти, несмотря на то, что она плохо говорила по-русски.

Среди ее одноклассников по гимназии был Борис Рагуля, который во время нацистской оккупации стал переводчиком немецкого Гебитскоммиссара Вильгельма Трауба, носил немецкую форму и организовал белорусский кавалерийский эскадрон, который подчинялся немцам. Фаня подозревает, что это Рагуля позже организовал, чтобы двое их общих одноклассников «навестили» ее у входа в трудовой лагерь на улице Кореличской, принесли ей немного еды.

У Фани была старшая сестра и два младших брата. 25 июля 1941 года старшая сестра Фани Шифра и 119 мужчин из Дятлова были убиты в братской могиле возле д. Скрыдлево под Новогрудком. Йоэль Давид был убит во время второй массовой резни в Дятлове 6 августа 1942 года вместе с Эстер Басей и их сыном Анцелем (Аликом), которому на момент смерти было всего 10 лет. Фаню и Мотоля привезли в трудовой лагерь в Новогрудке на улице Кореличской.

В лагере Фаня, которая свободно говорила по-немецки, выполняла функции секретаря юденрата (еврейского совета). Она сидела в будке за пределами лагеря, отвечая, в первую очередь, за регистрацию материалов, которые провозили через ворота.

Ее брат Мотль работал столяром. Еды в гетто не хватало. Фаня использовала свой опыт в торговле, осмелившись добывать дополнительную еду для себя и Мотля. Она разработала схему, по которой Мотль, который тогда работал в обувной мастерской трудового лагеря, производившей деревянную обувь для немцев, поставлял ей обрезки дерева из мастерской. Затем она тайно передавала эти обрезки Саре Лидски (№152 в списке бежавших) – швее и подруге детства в Дятлове. Сара использовала эти украденные куски дерева в качестве ручек для бумажников, которые она шила из кусков ткани, украденных в швейной мастерской. Когда Фаня смело «продавала» эти творения немецкому офицеру в качестве подарка его родственникам в Германии, ей давали кусок хлеба. Половина хлеба доставалась Саре, а другую половину Фаня делила с братом.

В феврале 1943 года к Фане подошел Йозеф Варган, охранник лагеря, который до войны знал ее семью в Дятлове. Он предложил ей сбежать из гетто с одним человеком, которого она могла выбрать сама. Опасаясь, что ни она, ни Мотль не смогут найти дорогу в партизанский отряд Бельских, она попросила, чтобы к ним присоединился человек из Новогрудка, знакомый с местностью. Когда охранник отказался, Фаня пошла на величайшую жертву, выбрав уроженца Новогрудка, брата Матуса Кабака, бежавшего через туннель (№72а в списке бежавших), чтобы тот занял ее место и отвел Мотля в безопасное место. Готовая заплатить своей жизнью, чтобы спасти младшего брата, Фаня остро осознавала наказание, которое могло бы её ожидать, если бы отсутствие Мотля обнаружилось.

Побег произошел 14 мая 1943 года, через неделю после четвертой акции расстрела, когда половина узников гетто была зверски убита на глазах у тех, кого оставили в живых.
Мотль успешно добрался к партизанам, пробыл у Бельских две недели, а затем ушел в русский партизанский отряд. Он сменил несколько партизанских отрядов в составе Ленинской бригады и закончил войну партизаном отряда Красногвардейский.

Фаня оставалась в трудовом лагере в Новогрудке до побега через туннель. Темной дождливой ночью 26 сентября 1943 года около 230 узников приняли участие в побеге через туннель, который они построили из жилого барака в гетто. Вел Фаню к далекому партизанскому отряду Бельских Геня Ярмовский (№195 в списке бежавших), уроженец Новогрудка. Вместе с матерью Сони, подруги и одноклассницы Фани, и пожилым мужчиной, который также сбежал через туннель, они укрылись в крестьянском доме баптистов-христиан, которые до войны были клиентами мельницы Ярмовского. Доброта крестьян, курица, которую они приготовили, и подушка, которую они дали ей для ночлега на сеновале, - это один из немногих рассказов военного времени, которые Фаня могла рассказать своим детям. Благодаря сыну крестьянина, который проводил их, они прибыли в отряд Бельских в глуби Налибокской пущи.

После войны Фаня вышла замуж и поселилась с мужем в США. В 2008 году, когда умер ее муж, она переехала в Израиль и сейчас живет в Иерусалиме.

У храброй столетней бабушки ясный ум и хорошая память. Она считает, что хорошее знание немецкого языка и полное отсутствие страха перед лицом опасности спасли ей жизнь во время войны.

Она покинула свой родной город Дятлово в 1945 году, но при этом свободно говорит по-русски и встречает людей из своего города, как если бы они были ее семьей.
(Материал подготовлен на основе главы из книги Бетти Коэн, дочери Фани Дунец)

https://www.wisdom-opportunity.com/post/how-does-it-look-after-100-years

https://www.jpost.com/jerusalem-report/fanias-extraordinary-holocaust-story-649995

610