О музее

История создания

exposition

Так случилось, что в одном из самых важных городов в истории Беларуси — Новогрудке — не было музея до тех пор, пока Беларусь не стала независимой. Однако, ещё до его создания историей города интересовались многие, собирали материальные свидетельства прошлого. Возникновению музея содействовали местные краеведы Роман Лецко, Татьяна Царюк, Борис Бесараб, а также учёные — уроженцы Новогрудчины Вячеслав Чемерицкий, Николай Николаев, Михаил Костюк. Возникла инициативная группа и городской комитет КПБ принял решение о создании музея, который был основан 25 августа 1987 г. Ответственной за сбор музейных предметов назначили Нину Петровну Шурак — сотрудницу идеологического отдела горкома партии. От основания музея до открытия экспозиции прошло 5 лет. В это время Беларусь получила независимость и экспозиция нового музея создавалась на волне растущего интереса к собственной истории. Во время открытия истоков государственности музей стал центром исследования и пропаганды историко-культурного наследия Новогрудчины как центра создания Великого княжества Литовского.


Экспозиция

С 12 сентября 1992 г. действует музейная экспозиция, в которой на 350м2 представлена история и культура Новогрудчины начиная от возникновения города и до средины ХХ века. Музейный фонд насчитывает около 22 000 предметов музейного значения, в том числе 14 коллекций.

exposition

Музейная экспозиция отражает историю возникновения города и Новогрудского замка. В середине ХІІІ в. Новогородок стал местом коронации князя Миндовга (Миндова) на королевство Литовия и центром объединения земель, на которых позднее было создано Великое княжество Литовское. Высокий уровень экономического развития города и развитие торговых связей демонстрируют материалы археологических раскопок, которые проводились в Новогрудке ленинградскими археологами под руководством Ф.Д. Гуревич на протяжении нескольких десятков лет во второй половине ХХ в., и Институтом истории НАН Беларуси под руководством Т. Бубенька в конце ХХ —– начале ХХІ вв.

exposition

Во время первой Речи Посполитой Новогрудок играл важную роль как место проведения сеймов и сессий Главного Трибунала — высшего аппеляционного суда Великого княжества Литовского. Город пользовался Магдебургским правом и являлся центром воеводства. В экспозиции представлены оригинал издания материалов трибунальских сессий второй половины ХVІІІ ст., варианты герба города в разные времена.

С 1921 г. по сентябрь 1939 г. город снова стал воеводским центром во второй Речи Посполитой и пережил экономический и социально-политический подъём. В то же время это был типичный штетл, в котором большинство населения составляли евреи.

Во всей музейной экспозиции делается акцент на многокультурный и поликонфессийный характер региона, в котором на протяжении столетий ядом с белорусами жили татары, поляки и евреи, и бесконфликтно сосуществовали христианство, ислам и иудаизм.

Значительню часть экспозиции занимает тема Великой отечественной войны, при этом основное внимание уделяется тому, что происходило в городе и районе во время оккупации нацистской Германией. С сентября 1941 г. и до освобождения 8 июля 1944 г. Новогрудок являлся центром гебитскомиссариата в составе Генерального комиссариата Беларусь. Деятельность оккупационного режима представлена в разделах «Принудительный труд в условиях нацистской оккупации», «История и уничтожение новогрудской еврейской общины». Разделы «Сопротивление», «Новогрудчане — участники боёв за Варшаву, Берлин и войны с Японией», «Освобождение Новогрудка» завершают экспозицию.

exposition

exposition

Важным разделом является этнография. Этнографическая коллекция музея разнообразна. Она включает разные предметы быта, среди которых выделяется коллекция полотенец.

exposition

В экспозиции также представлен новогрудский строй. Он имеет свои отличительные черты:

  • сочетание красного и чёрного цветов в вышивке;
  • наряду с традиционным для Беларуси геометрическим орнаментом часто встречаются разные варианты стилизованной розы.

exposition

Интерьер крестьянского дома начала ХХ века, неотъемлемыми элементами которого являются русская печь, деревянная и плетёная самодельная мебель, гончарная посуда, представляет традиционное сельское жильё. Кустарное гончарное производство разивалось на Новогрудчине в д. Карныши и Бретянка до середины ХХ века.

Выдающимся деятелям Новогрудчины, внёсшим значительный вклад в развитие искусства, литературы, науки, общественной мысли и европейской культуры, посвящён отдельный зал в музее. На Новогрудчине родились и жили первый белорусский мемуарист Фёдор Евлашовский и первый фольклорист Соломон Рысинский.

Основатель художественной фотографии Ян Булгак родился в д. Осташин Новогрудского уезда (ныне Кореличский район). Он зафиксировал развитие Новогрудка в 1920-ые годы, природу и усадьбы Новогрудского уезда, оставил энциклопедические воспоминания об укладе жизни новогрудского дворянства начала ХХ века.

Иоахим Литавор Хрептович, последний канцлер Великого княжества Литовского, член комиссии по образованию — первого в Европе министерства просвещения, основатель известной библиотеки в имении Щорсы, реформатор в области образования и сельского хозяйства, не только создал образцовое хозяйство, но и оказал влияние на развитие общественной мысли, формирование мировоззрения Адама Мицкевича и других деятелей того времени.

Я. Дроздович, белорусский художник родом с Витебщины, работал учителем рисования в Новогрудской белорусской гимназии.

На современном этапе музей является площадкой для осуществления разных программ и проектов, которые позволяют вести диалог в обществе. Музейные собрания — это не только собрание ценностей, которые являются основой изучения истории и культуры региона, они служат основой для развития контактов и укрепления связи между поколениями и культурами.



®